Средняя общеобразовательная школа №26

сш26 Вы находитесь в разделе:  
  • опытно-экспериментальная работа
  • актуальность исследования / объект и методы исследования
 

"Ребенок не только готовится к жизни, он уже живет "

Ш.А. Амонашвили

 
 
  Актуальность исследования  
 
 
 
  Учитель-гуманист  
 
 
 
   
     
 

Теоретико-методологическая основа ОЭР

 

Задачи ОЭР

 

Объект и методы исследования

 

Базисные понятия гуманной педагогики

 

 
Навигация:
  .

Гланая страница

  . О нашей школе
  . Учительская
  . Опытно-экспериментальная работа
  . Преподавательский коллектив
  . Фотоальбом
  . Внеклассная жизнь
  . Ученики
  . Родителям
  . Школьный форум

Объект и методы исследования

Суть теории гуманно-личностного подхода, лежащая в основе учения Ш. А. Амонашвили, заключена в небольшой группе базисных понятий. К этим базисным понятиям мы относим такие понятия как школа, ребёнок, воспитание, образование, урок, учитель.

            Итак, «школа». Содержание понятия «Школа» связывается с изначальным семантическим значением этого слова. Школа (от латинского «скале») означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Понятие это имеет религиозно-духовное происхождение, и в нём мыслится процесс становления, совершенствования, восхождения души и духовности человека: Школа (скале) есть скалистые – трудные, требующие силы воли, усердия, преданности – ступеньки лестницы восхождения, возвышения души, она «учит ковать порядок из Хаоса». А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нём, а не вне его. Школа трактуется также как дом радости (греч.), но это не опровергает сложность восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей. В процессе  восхождения.

            Таким образом, в базовом понятии гуманно-личностной педагогики «Школа» возрождается суть духовного развития и становления растущего человека, суть трудности пути такого становления, и мыслится, что всё остальное содержание в виде знаний и умений должно быть им усвоено на почве духовности и нравственности.

            А теперь о Школе Жизни.

            Жизнь есть всеначальная сила возникновения и развития всего сущего, всей природы и, разумеется, человека тоже. Жив тот, кто хочет жить. Гуманно-личностная педагогика принимает классическую формулу, гласящую, что Ребёнок не только готовится к жизни, но он уже живёт.

            Как водопад мчится жизнь, но не многие замечают это движение. Надо открыть ребёнку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для её улучшения, выбрать в ней верный путь. Нужно также, чтобы Ребёнок постиг закон о бесконечности жизни, о бессмертии и по мере взросления всё больше задумывался над вопросом: «Зачем я живу?». А в поиске ответа приходил к выводу: «Чтобы познавать и совершенствоваться, утверждая благо и способствуя эволюции человечества». Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в Школе Жизни: развивать и воспитывать в Ребёнке жизнь с помощью самой жизни.

            Гуманно-личностный образовательный процесс должен быть пронизан учительским оптимизмом в отношении Ребёнка, то есть в отношении каждого конкретного ребёнка. Слово Ребёнок понимается нами как «рождённое новое бытие», слово Дети означает «действующие в Истине», слово Ребята – «несущие Тайну возрождения Бытия». Учитель сам верит в формулу «Ребёнок всё может» и вселяет эту уверенность в Ребёнка. Он поощряет детей стремиться к самовоспитанию, к выработке воли и характера, к обогащению и расширению духовного мира, к трудностям в развитии и усвоении знаний, ставит перед ними общие и индивидуальные цели. Кем является Ребёнок для учителя?

  • Ребёнок есть Явление, то есть «воление духа» в нашей земной жизни, а не случайность. Он рождается потому, что должен был родиться, он является как бы на зов людей.
  • Ребёнок как Явление несёт в себе свою жизненную задачу, жизненную Миссию, которой он должен служить. У каждого человека на земле своя Миссия, своя задача.
  • Ребёнок несёт в себе величайшую энергию Духа.

Таким образом, учителю надо верить, что ребёнок есть Явление, он несёт в себе свою жизненную Миссию, наделён величайшей энергией Духа. Такая вера в Ребёнка заполнит образовательный процесс оптимизмом, обеспечит учителя принципами творческого терпения, уважения и утверждения личности в Ребёнке, преданности Ребёнку и ответственности за судьбу Ребёнка.

 
   
   
Hosted by uCoz