ПОЛОЖЕНИЕ
О безотметочном обучении
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 26 г.Владимира
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с рекомендациями, изложенными в Письме Департамента общего образования Минобразования России от 3 июня 2003 г. № 13-51^120/13 «О необходимости введения новой системы оценивания».
1.2. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие — перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания.
Безотметочное обучение — это поиск нового подхода к оцениванию, который позволит преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания:
- отсутствие возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности;
- затруднение индивидуализации обучения;
- малая информативность;
- травмирующий характер.
1.3. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
1.4. В 1-3 классах начальной школы система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок, без употреблений «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т. п.
1.5. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Содержательный контроль и оценка должны отражать прежде всего качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его развития.
1.6. Основными принципами безотметочного обучения являются:
- критериальность - содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими;
- приоритет самооценки - в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки (оценка учителя, взаимооценка) формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;
- непрерывность - с учётом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
- сочетание качественной и количественной составляющих оценки:
качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.;
количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными категориями.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки даёт наиболее полную картину динамики развития каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей;
- естественность процесса контроля и оценки - контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.
В характеристику учебно - познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
1.7. Основные виды контроля можно определить
по их месту в процессе обучения:
- предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;
- текущий контроль, позволяющий определить уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала,
- итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;
по содержанию:
- прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия,
- пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия,
- контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;
по субъектам контрольно - оценочной деятельности:
- внешний контроль, осуществляемый педагогами или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка),
- внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимися и обращённый на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).